Клинические шкалы

Одна из первых клинико-диагностических шкал, специально разработанных для диагностики депрессии. Валидность этого теста неоднократно подтверждена самыми серьезными научными исследованиями. Шкала депрессии Бека
Шкала оценки тяжести делирия больницы Memorial (The Memorial Delirium Assessment Scale, MDAS) разрабатывалась так, чтобы она могла применяться повторно в течение одного дня, что давало бы возможность объективно измерять колебания тяжести делириозных симптомов в ответ на медицинские или клинические вмешательства (Breitbart, 1997). Шкала оценивает нарушения взбуждения и уровень сознания, а также состояние нескольких областей когнитивной сферы (памяти, внимания, ориентировки, нарушений мышления) и психомоторной активности. MDAS состоит из 10 пунктов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов. Общая максимальная оценка по шкале 30 баллов. MDAS предназначена для оценки тяжести делирия у соматических больных. Пункты, включенные в MDAS, отражают диагностические критерии для делирия Руководства по Диагностике и Статиcтике психических расстройств (DSM IV), а также симптомы делирия, входящие в более старые или альтернативные системы классификации (например,  DSM III, DSM III-R, МКБ-9)(Breitbart, 1997). Время на заполнение: приблизительно 10 минут. Ссылка для скачивания шкалы на русском языкеШкала MDAS Шкала также доступна для загрузки онлайн на английском языке: http://home.planet.nl/~izaks007/DreamHC/Download/MDAS.pdf
Шкала оценки тяжести делирия (Delirium Rating Scale-Revised-98, DRS-R-98) — профессиональный инструмент для диагностики наличия и оценки тяжести делирия. Шкала содержит два раздела, включающие 16 пунктов оценки, и бланк шкалы. Первый раздел, служащий для оценки тяжести делирия и состоит из 13 пунктов и может использоваться отдельно от второго – диагностического — раздела, содержащего 3 пункта; сумма оценок по обоим разделам представляет собой общую оценку по шкале. Раздел оценки тяжести работает как отдельная шкала и применяется для повторных измерений состояния через короткие промежутки времени в течение всего делириозного эпизода. В самом начале шкала может быть применена целиком в качестве инструмента для дифференциальной диагностики делирия, для этой цели второй раздел содержит сведения о характерных признаках делирия, таких как острое начало и колебания тяжести симптомов. Одновременное применение диагностических критериев из различных диагностических руководств, например, Руководства по Международной Классификации Болезней (МКБ-10) и Руководства по Диагностике и Статистике Психических Расстройств (DSM) повышает дифференциально-диагностическую ценность шкалы, так как основное предназначение DRS-R-98 – это все-таки измерение тяжести симптомов, а не дифференциальная диагностика. Шкала DRS-R-98 Инструкция по использованию DRS-R-98
Монреальская Шкала оценки когнитивных функций (МоСА) была разработана как средство быстрой оценки при умеренной когнитивной дисфункции. Она оценивает различные когнитивные сферы: внимание и концентрацию, исполнительные функции, память, язык, зрительно-конструктивные навыки, абстрактное мышление, счет и ориентацию. Время для проведения МоСА составляет примерно 10 минут. Максимально возможное количество  баллов — 30; 26 баллов и более считается нормальным.  Шкала MoCA  Инструкция по применению шкалы MoCA
CAM не является диагностической шкалой в полном смысле этого слова, однако он полезен как инструмент для скрининга делирия. Диагностика делирия требует всеобъемлющго исследования когнитивного статуса, сбора анамнеза, физикального и лабораторного обследования, а также данных о принимаемых пациентом медикаментах. В тех случаях, когда CAM указывает на возможность присутствия делирия, рекомендовано дальнейшее обследование для подтверждения или исключения диагноза. CAM состоит из 2 частей:опросника, состоящего из 4 пунктов, и диагностического ключа — алгоритма для делирия. Работа с шкалой требует всего 5-10 минут, даже если у Вас нет предварительной психиатрической подготовки. CAM-это стандартный проверенный инструмент диагностики делирия; он имеет высокую надежность результатов, он чувствительнее и специфичнее обычной психиатрической диагностики. Этот метод предназначен для оценки наличия главных симптомов делирия, описанных в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM — III — R) Для больных, находящихся на ИВЛ в отделениях интенсивной терапии, разработана шкала CAM-ICU. Шкала CAM (формат .doc) Шкала CAM (формат .pdf) Инструкция по применению CAMШкала CAM-ICU Шкала CAM-ICU
Специализированный опросник для оценки общего состояния когнитивной сферы. Включает вопросы для оценки ориентировки в окружающем, внимания, речи, чтения, счета, памяти, понимания устной и письменной речи, а также пространственно-зрительной ориентировки. Шкала содержит 30 вопросов и используется для диагностики (скрининга) и измерения динамики когнитивных нарушений при различных заболеваниях и расстройствах, в частности, при деменции. Время, требующееся на заполнение шкалы, составляет примерно 10 минут.  Шкала MMSE  Шкала MMSE в формате .docx
Психические заболевания, такие как шизофрения, манифестируют по-разному. Шкала BPRS, оценивающая 18 различных симптомов — таких как враждебность, подозрительность, галлюцинации, грандиозность. Это особенно полезно при оценке эффективности терапии тяжелых расстройств и расстройств средней тяжести. Оценка базируется на клиническом интервью, а также на тех сведениях о поведении пациента в течение последних 2-3 дней, которые предоставляют врачу родственники и сослуживцы больного. Врач-клиницист, оценивающий состояние пациента, оценивает каждый симптом по семибалльной шкале, где 1 — отсутствие симптома, а 7 — крайне тяжелая его форма. Время, необходимое для завершения интервью и оценки симптомов врачом — не более 30 минут. Краткая Шкала Психиатрической Оценки BPRS Инструкция по использованию Краткой Шкалы Психиатрической Оценки
Шкала оценки здоровья пациента (Patient Health questionnaire, PHQ) была разработана доктором медицинских наук Робертом Л. Спитцером, (Robert L. Spitzer, MD) и его коллегами; образовательный грант был выдан Pfizer Inc. Применение шкалы — диагностика наличия и тяжести
  • депрессии,
  • тревожных,
  • соматоформных и соматизированных расстройств,
  • расстройств, связанных с употреблением алкоголя, а также
  • расстройств пищевого поведения.
Классическая шкала PHQ имеет 11 модулей и достаточно проста в обработке. После того, как шкала показала свою эффективность на практике, оказалось, что ее отдельные модули, если их использовать в качестве самостоятельных шкал, также дают очень точные и качественные результаты. Так появились «дочки» PHQ : PHQ9 и PHQ8 для диагностики наличия и тяжести депрессии, GAD-7 -для диагностики наличия и тяжести тревожной симптоматики, PHQ-15 — для диагностики наличия и тяжести соматической симптоматики, PHQ-SADS — для совместного исследования депрессивных, тревожных и соматических симптомов (т.к. чаще всего они встречаются вместе: т.н. SAD-триада (somatic-anxiety-depression)). Появились ультракороткие шкалы, состоящие всего из двух вопросов, диагностирующие наличие большого депрессивного синдрома и генерализованного тревожного расстройства: PHQ-2 и GAD-2. Шкалы могут использоваться как для точной диагностики наличия вышеуказанных психических расстройств,так и для определения степени их тяжести. Некоторые шкалы (например, PHQ-SADS) переведены «Новой Психиатрической Службой» на русский язык впервые. Инструкция по использованию шкал семейства PHQ Шкала PHQ Шкала PHQ-9 Шкала GAD-7 Шкала PHQ-15 Шкала PHQ-SADS
Шкала диагностики расстройств биполярного спектра (BSDS) была разработана Ronald Pies, MD, и позже усовершенствована и опробована S. Nassir Ghaemi, MD, MPH и его коллегами. BSDS возникла как результат опыта работы Pies в качестве консультанта по психофармакологии, когда ему часто приходилось иметь дело со случаями так называемой «резистентной» депрессии — психического расстройства, не поддававшегося терапии обычными антидепрессантами. Pies отметил, что большинство этих случаев, в конечном счете, оказались не выявленными расстройствами биполярного спектра. 19 вопросов английской версии BSDS — те, которые Pies нашел наиболее полезными для обнаружения не только тяжелых случаев биполярного расстройства, но также и для диагностики пациентов с «более легкими» расстройствами биполярного спектра (например, в настоящее время большой депрессивный эпизод, а в анамнезе — 1 или 2 эпизода повышенного настроения и избытка энергии, продолжавшиеся только 1 — 3 дня, и поэтому не рассматривавшиеся — согласно критериям DSM-IV — как мания или гипомания). BSDS была утверждена в её оригинальной версии и продемонстрировала высокую чувствительность (0.75 для биполярного расстройства I типа я и 0.79 для биполярного расстройства II типа). Её специфичность оказалась высока (0.85), что указывает на несомненную ценность применения этого диагностического инструмента в процессе обнаружения широкого диапазона расстройств биполярного спектра. Ghaemi и коллеги установили, что оценка 13является оптимальным порогом специфичности и чувствительности для обнаружения расстройств биполярного спектра. BSDS состоит из двух разделов. Первый включает в себя серию из 19 предложений, которые описывают главные симптомы расстройств биполярного спектра. В конце каждого предложения есть место, где пациент должен оставить пометку, если он согласен с утверждением. Помеченное таким образом утверждение оценивается в один балл. Утверждения, с которыми пациент не согласен, оцениваются в ноль баллов. Таким образом, отвечая на вопросы первого раздела, можно набрать от 0 до 19 баллов. Второй раздел BSDS предлагает пациенту выбрать, насколько, в целом, утверждения из предыдущего раздела «отражают» его или её собственный опыт. Предлагаются четыре варианта ответов: “Эти утверждения очень, почти исключительно точно описывают мой собственный опыт” (6 баллов); “Эти утверждения описывают мой опыт достаточно хорошо” (4 балла); “Эти утверждения в некоторой степени описывают то, что со мной происходит, но далеко не полностью” (2 балла); и “Эти утверждения вообще не описывают того, что со мной происходит” (0 баллов). Таким образом, отвечая на вопросы второго раздела, возможно набрать 0, 2, 4 или 6 баллов. Для подсчета общего количества баллов необходимо сложить сумму, полученную при ответе на вопросы первого раздела, с суммой, полученной при ответе на вопросы второго раздела. Максимально возможное количество набранных баллов, соответственно, равняется 19 + 6 = 25 баллов. Интерпретация результатов: 19 баллов и выше: весьма вероятно расстройство биполярного спектра; 11-18 баллов: умеренная вероятность расстройства биполярного спектра; 6-10 баллов: низкая вероятность расстройства биполярного спектра; менее 6: расстройство биполярного спектра маловероятно.

ШКАЛА ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ БИПОЛЯРНОГО СПЕКТРА

(THE BIPOLAR SPECTRUM DIAGNOSTIC SCALE, BSDS)

Инструкции: Пожалуйста, прочитайте все 19 предложений перед тем, как работать с тестом. Некоторые люди время от времени испытывают резкие изменения настроения/уровня энергии______. Эти люди замечают, что порой их настроение и/или уровень энергии очень низкие, а в других случаях – очень высокие______. Во время «спадов» эти люди часто испытывают недостаток энергии; чувствуют необходимость оставаться в постели или потребность в дополнительном сне; испытывают недостаток мотивации для того, чтобы заниматься вещами, которые они должны делать______. В такие периоды они часто набирают лишний вес______. Во время таких «спадов» эти люди часто или постоянно ощущают грусть, тоску, или находятся в состоянии подавленности______. Иногда во время «спадов» они чувствуют безысходность, или даже хотят умереть______. Их способность к выполнению работы или социальному функционированию нарушается ______. Обычно эти «спады» длятся несколько недель, но иногда они длятся всего несколько дней______. У людей с подобной картиной смен настроения могут наблюдаться периоды «нормального» настроения (между его колебаниями), во время которых само настроение и уровень энергии ощущаются как «нормальные», а способности  работать и социально функционировать не нарушены______. Затем они снова могут заметить ощутимый «скачок» или «изменение» самочувствия______. Их энергия растет и растет, и они чувствуют себя абсолютно нормально, но в такие периоды они могут «свернуть горы»: сделать столько разных дел, сколько они обычно сделать не в состоянии______. Иногда, во время подобных периодов «подъема», эти люди чувствуют, как будто у них уж слишком много энергии, они «переполнены» собственной энергией______. Некоторые в такие периоды «подъемов» могут чувствовать себя «на грани», очень раздражительными или даже агрессивными______. Некоторые люди во время таких «подъемов» могут браться одновременно за очень много дел______. Во время таких «подъемов» некоторые люди могут тратить деньги таким образом, что это приводит к проблемам______. Они могут становиться очень разговорчивыми, общительными или гиперсексуальными в такие периоды______. Иногда в периоды «подъемов» их поведение кажется странным или раздражает окружающих______. Иногда в периоды «подъемов» поведение этих людей способно привести к проблемам на работе или проблемам с полицией______. Иногда во время «подъемов» такие люди начинают злоупотреблять алкоголем или бесконтрольно принимать какие-либо препараты или даже наркотики______. Теперь, когда Вы прочитали эти утверждения, выберите, пожалуйста, насколько полно все эти утверждения описывают Ваш опыт. Выберите одно из четырех утверждений: ( ) Эти утверждения очень, почти исключительно, точно описывают мой собственный опыт; ( ) Эти утверждения описывают мой опыт достаточно хорошо; ( ) Эти утверждения в некоторой степени описывают то, что со мной происходит, но далеко не полностью; ( ) Эти утверждения вообще не описывают того, что со мной происходит. Теперь, пожалуйста, вернитесь в самое начало и поставьте галочку возле каждого из 19 утверждений, которое, безусловно, относится к Вам. Подсчет: Напротив каждого утверждения можно поставить только одну галочку. К общей сумме, полученной в результате подсчета количества галочек (каждая галочка = один балл) прибавить «общую оценку» из второго раздела: 6 баллов, если тест «очень точно описывает то, что происходит»; 4 балла, если тест «достаточно хорошо описывает то, что происходит»; 2 балла, если тест «далеко не полностью описывает то, что происходит»; 0 баллов – если тест «вообще не описывает того, что происходит». Общая оценка  = _________ (max=25) Скачать шкалу в формате .pdf