Устойчивость психики и депрессия

Чрезмерная забота о Ваших детях может привести их к депрессии, — заключают эксперты, изучающие причины роста числа случаев психических проблем.
John Naish, 25 июня 2012г.

Кажется, уровень нашего самоуважения действительно заложен в нас от рождения.

В последние 30 лет наша культура одержима преследованием неуловимого человеческого состояния, называемого счастьем. Мы убеждены, что именно счастье — антидот депрессии и других проблем психического здоровья. Насколько важна для людей эта «погоня за бабочкой» ясно из такого факта: раз в год в Англии двумстам тысячам людей задают один и тот же вопрос: «Насколько счастливы Вы были вчера?» Ответы суммируются и публикуются в специальном «обзоре счастья Дэвида Кэмерона» ( David Cameron’s annual ‘happiness survey’). Сообщается, что стоимость этого ежегодного опроса — два миллиона фунтов стерлингов. Тем не менее, некоторые эксперты обращают внимание, что подобная расстановка акцентов неверна, и говорят о том, что погоня за счастьем сама же и создает проблемы, от которых должна спасать.

В частности, молодые люди теперь ожидают легкого успеха, считая его эмоциональным правом каждого человека, присущим ему от рождения; и рушатся в суицидальную депрессию, когда сталкиваются с неблагоприятной ситуацией. Действительно, по данным ООН, число самоубийств среди подростков и молодых взрослых в Великобритании с 1970 года увеличилось в три раза. Молодые люди из богатых и социально защищенных слоев находятся в опасности более других. Серия проведенных на эту тему исследований показала, что «погоня за счастьем» может оказаться, в лучшем случае, бесполезна.

В прошлом году ученые из Йельского университета обнаружили, что взрослые, которые следовали советам в журналах о том, как быть счастливыми, часто, чувствовали себя значительно хуже по сравнению с теми, кто, в целом, удовлетворен своим «уровнем счастья», — по причине разочаровния в принципиальной возможности «быть более счастливым».

Обзор исследований счастья, проведенный Nicholas Emler, профессором психологии в Суррейском университете (Surrey University), завершается выводом о том, что, кажется, мы уже рождаемся с определенным «предустановленным» уровнем самоуважения; и этот уровень сохраняется более или менее неизменным на протяжении всей жизни. «Никакие книги, никакие советы по личнстному росту не в силах изменить этот уровень», — говорит он.

Многие эксперты сходятся в том, что все, что действительно имеет значение для жизни — это способность «держать удар», — устойчивость или, как говорят психологи, — устойчивость, «упругость» психики: способность, получив от жизни «апперкот», «подняться и продолжить».

Ведущий эксперт в исследовании устойчивости психики, профессор Michael Rutter Института Психиатрии в Колледже Короля в Лондоне (Institute of Psychiatry at King’s College, London), полагает, что переживаемае в молодом возрасте неблагоприятные ситуации похожи на вакцину: присутствие их в небольшом количестве создает прочную защиту для кризисных ситуаций в будущем. «У нас есть доказательства того, что переживаемый человеком стресс может вызывать устойчивость психики у некоторых людей»,- говорит он. «Это также имеет и физиологический эффект, — добавляет он,- поскольку опыт внешнего эмоционального давления может сделать нервную и гормональную системы организма более устойчивыми к стрессу.

В Американском Национальном Институте Старения (U.S. National Institute on Aging) наблюдали за тысячами людей на протяжении их жизни -с молодости до старости. Ученые обнаружили, что те, кто поддерживал твердое позитивное представление о жизни, сохранили больше активности и были более здоровы в годы старости. Старшее поколение в Великобритании отличает так называемый «дух победителя»: убежденность в том, что пережитые трудности рождают внутреннюю силу. «Устойчивость» (Resilience)- новое название для такого способа жить.

Психологи Karen Reivich и Andrew Shatte из университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) ввели в практику понятие «тренировка устойчивости». В их книге «Фактор Устойчивости» («Resilience Factor»), увидевшей свет в 2002 году, они опровергают идею, что «позитивное мышление»может помочь справиться с неблагоприятной ситуацией, — и говорят, что мы должны вместо этого учиться «аккуратному мышлению». Эта идея вышла на политическую арену, член Теневого Кабинета — Секретарь Здравоохранения Andy Burnham недавно убеждал г. Кэмерона отказаться от «обзоров счастья» и сосредоточиться на том, чтобы помогать людям справляться с «жизненными ямами», особенно в период рецессии. «Устойчивость — основное»,- заявил он.

Обучение устойчивости уже внесено в учебный план 46 государственных школ в Хартфордшире (Hertfordshire). 11-летний мальчик,назовем его Адам (реальное имя изменено), подвергался серьезному запугиванию в начальной школе, которую он вынужден был в прошлом году покинуть. В школе, в которой он продолжает обучение (Longdean в Hemel Hempstead) он проходит специальный курс сопротивления — учится быть устойчивым, чтобы стать неуязвимым к подобным ситуациям. Это только один из многих случаев. В целом, согласно реализуемой программе, порядка 6000 11-летних детей уже получают по 18 часов уроков устойчивости ежегодно, начиная с 2007 года, и число обучаемых растет. Адам считает, что обучения устойчивости действительно сделали из него другого человека: «Я узнал, как оправиться от издевателств самому, и я помогаю своим друзьям с ситуациями подобного рода».

«Курсы направлены на обучения детей ментальным привычкам, которые позволяют им реагировать на давление извне позитивно. Например, если ученик не справляется с тестом на экзамене, он может думать: «Я недостаточно умный». В процессе обучения устойчивости детей учат тому, что стоит подумать: «Какую часть задания я выполнил хорошо? А что мне стоит улучшить?»

Lucy Bailey, координатор прграммы, говорит: «Наша цель состоит не в том, чтобы помочь людям быть счастливыми. Мы пытаемся помочь молодым людям понизить риск стать клинически тревожными или подверженными депрессии». «Сильное стремление родителей защитить потомство от трудностей и жесткости, которые случаются в жизни, может сделать их детей очень уязвимыми», — говорит она. «Дети, которые неожиданно совершают самоубийство, часто родом из благополучных семей и имеют хорошие школьные характеристики, но никогда не сталкивались с ситуацией несчастья прежде. Когда они встречаются с нею — романтические ли это проблемы, академическая неуспеваемость или проблемы с родителями — у них нет навыков, чтобы справиться с этим».

В армии США два года назад введен специальный курс занятий, направленный на усиление устойчивости солдат; это было сделано после того, как психологи отметили, что все большее число военнослужащих возвращались из Афганистана с посттравматическим стрессовым расстройством. Возростал также и уровень самоубийств. Один из элементов программы называется «Охота за Позитивом».
Солдат учат замечать вокруг хорошее, а не плохое — даже маленький позитив, как, например, коллега, придерживающий открытой дверь для того, чтобы вы могли пройти. Военные психологи говорят, что это маленькое, но коренное изменение отношения к окружающему может оказать неоценимую помощь, когда что-то очень травматическое случается в бою.

Генерал — майор Don Dunbar, который координирует программу, говорит: «Это не сентиментальная игра ради хорошего самочувствия. Это способ выжить».

Американский бригадный генерал Rhonda Cornum посетил Великобританию, чтобы внедрить подобное обучение для различных групп военных, включая пенсионеров.

Cornum, которая подверглась нападению со стороны иракских военных в 1990 году, изучила то, что делает некоторых людей эмоционально более устойчивыми, чем другие, — и возглавила программу «эмоционального фитнеса» для американских военных, на которую государство выделило 125 миллионов долларов. Она вновь и вновь приезжает в Великобританию, чтобы помочь Молодёжному Фонду воспитывать «чувство выдержки» у молодых людей. Координационный центр также ведет службу поддержки для лиц старше 65 лет, переносящих изоляцию, умеренное беспокойство или депрессию. Цель состоит в том, чтобы заставить этих людей помогать друг другу, повысить их чувство устойчивости. Смогу ли эти курсы изменить ситуацию?

Лондонская Школа Экономики провела исследование, в процессе которого сравнила 4000 учащихся в Хартфордшире — тех, кто обучался устойчивости и тех, кто этого не делал. Исследователи обнаружили, что уровни беспокойства и депрессии среди учеников, посещавших курс — ниже, а академические достижения — выше, чем у сверстников, не обучавшихся устойчивости. Однако, еще далеко не все убеждены, что необходимо затрачивать усилия и финансы на повсеместное внедрение курса психической устойчивости.

Например, Lord Layard — экономист, который создал независимое движение содействия благополучию «Действовать для Счастья». Он пишет: «Проблема слова «устойчивость» в том, что оно имеет несколько суровый смысл и исходит от необходимости справляться с невзгодами». Кроме того, некоторые исследователи говорят о том, что генетическая основа индивидуального уровня психической устойчивости — 5-HTT ген, который помогает внутренней защите людей в случаях бедственной ситуации, управляя количеством циркулирующего в организме серотонина — «вещества хорошего настроения».

У одной трети британского населения есть вышеозначенный ген. Значит ли это, что обучение устойчивости бессмысленно для этой группы людей?

Профессор Rutter уверен, что нет. Он говорит, что тот же самый ген может сделать его владельцев более чувствительными к тому, что случается в их среде: как к положительному, так и к отрицательному. Ключевой момент, — говорит он, — чтобы помнить, что мы слишком сильно сосредоточены на том, чтобы дети гарантированно никогда не испытывали стресса. Теперь нам придется осознать: «Стресс — часть нормальной жизни.

Вместо гарантированной стресс-стерильности для своих детей, родители должны гарантировать, что осознали: умеренный стресс — необходимая часть взросления; позволять детям испытать риск и попадать в неблагоприятные ситуации — означает защищать их от чрезмерного напряжения в будущем. Таким образом дети могут научиться справляться с проблемами, брать на себя ответственность, развивать самоконтроль и объективно разбираться с потенциально травмирующими ситуациями, вместо того, чтобы быть разрушенными ими».

Источник: www.dailymail.co.uk

Все  материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом, Васильевым Михаилом,  диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.

Самолечение  и самодиагностика  может привести к ухудшению  вашего здоровья.

В любых ситуациях связанных с расстройством психики необходимо обращаться к специалисту .