Нарушения детской психики в связи со школьным стрессом

Нарушения детской психики в связи со школьным стрессом

Нарушения детской психики в связи со стрессом в школе

Образовательная программа за последние 50 лет усложнилась вдвое, объем информации, которую должен усвоить ученик достиг такого масштаба, что многие не находят иного выхода кроме найма репетиторов. Как следствие – у ребенка не остается времени на удовлетворение собственных потребностей, самовыражение и даже банальный отдых. Нарастает напряжение, которое часто становится причиной психических расстройств.

Влияние процесса обучения на психику ребенка

Попадая в новую социальную среду любой даже взрослый и состоявшийся человек будет испытывать стресс. Для школьника же такие перемены могут стать причиной серьезных нервных и психологических расстройств. Ребенок, только что переступивший порог школы, испытывает давление сразу с трех сторон:

  • учителя,
  • одноклассники,
  • родители.

Преподаватели, ограничиваемые рамками школьной программы и требованиями вышестоящих инстанций, просто обязаны требовать от ученика послушания и усваивания объемов информации в строго заданном ритме. Окружающий социум – одноклассники, также играют роль стрессового фактора, особенно, если в классе присутствует агрессор. А ведь любому пришедшему в новый коллектив хочется обзавестись друзьями, это не может не вызывать переживаний.

Родители — в зависимости от занятой ими позиции — могут сыграть две совершенно противоположные роли. Они либо будут поддерживать сторону педагогов, требуя от своего ребенка соблюдения норм обучения, либо окажут, не смотря ни на что, всевозможную эмоциональную и физическую поддержку в этот сложный период.

Некоторые психических расстройства у школьников

С течением времени давление не ослабевает, а только набирает силу. Так, если верить статистическим данным, у 30% обследованных школьников среднего возраста выявляются психические расстройства разной степени тяжести. Среди школьников старшего возраста этот показатель достигает 70% от всей массы обследованных. Виной тому не только сложная учебная программа, но и невероятно высокие требования к ученикам старшего возраста как со стороны педагогов, так и со стороны сверстников.

Среди всех заболеваний психической сферы в школьной среде наиболее распространены тревожные расстройства. Они накладывают отпечаток не только на жизнь ребенка внутри учебного заведения (отсутствие концентрации, поведенческие проблемы), но и на его жизнь в целом. Ребенок может стать агрессивным или напротив замкнутым, могут появиться необоснованные страхи, вина, стыд, слезы, срывы, и устойчивое состояние стресса.

Также у школьников самого разного возраста часто диагностируется дезорганизованное (странное, необычное для своей среды) поведение. Сюда входят симптомы дефицита внимания, гиперактивности, кондуктивное расстройство, импульсивность и другие. При этом один ребенок может сочетать в себе сразу  трудности концентрации внимания, гиперактивность и импульсивное поведение, тогда как другие будут иметь только один симптом.