Противодиабетические препараты могут помочь бороться с болезнью Альцгеймера

ScienceDaily (Sep. 14, 2012) - Препараты , используемые для лечения сахарного диабета, могут обладать терапевтическим потенциалом при нейродегенеративных заболеваниях - таких, например, как болезнь Альцгеймера. На это указывают результаты исследования, проведенного в университете Ольстера.

Наличие у человека сахарного диабета II типа - известный фактор риска для  развития болезни Альцгеймера. Считается, что нарушение передачи инсулиновых сигналов в головном мозге может способствовать повреждению нервных клеток и способствовать развитию болезни.

Ученые полагают, что у препаратов, используемых для лечения диабета II типа, кроме основного их действия, обнаруживаются и "дополнительные" свойства, позволяющие сохранять здоровыми наши мозговые клетки.

Для исследования этих свойств профессор Christian H?lscher  и его команда в Biomedical Sciences Research Institute в Coleraine campus использовали экспериментальный препарат (Val8)GLP-1.

Этот препарат моделирует деятельность белка под названием GLP-1, который помогает организму управлять ответом на изменение содержания в крови сахара. Ученые вводили препарат здоровым мышам и изучали его мозговые эффекты.

Несмотря на известные для многих веществ трудности преодолевания барьера между сосудами и мозговой тканью (так называемого гематоэнцефалического барьера), исследователи увидели, что (Val8)GLP-1 без проблем проникал в мозг и, казалось, не вызывал никаких побочных эффектов в изучаемых дозах.

Препарат способствовал росту новых мозговых клеток в гиппокампе - области мозга, участвующей, как известно, в регуляции процессов, связанных с памятью. Это открытие позволяет предположить, что кроме передачи инсулиновых сигналов в мозг, GLP-1 может быть важен для производства новых нервных клеток и в самом головном мозге - в данном случае в мозге мышей.

Ученые обнаружили, что мыши, в мозге которых были заблокированы эффекты GLP-1 , значительно хуже справлялись с заданиями на обучение и память, в то время как повышение концентрации этого препарата на поведение никак не влияло.

Новые результаты, опубликованные в журнале Brain Research, являются частью текущих исследований, финансируемых фондом Исследования Болезни Альцгеймера в Великобритании, ведущим благотворительную работу по исследованию слабоумия.

Профессор H?lscher, сказал: "Здесь, в Биомедицинском Научно-исследовательском институте , мы действительно интересуемся использованием противодиабетических средств для защиты мозговых клеток от повреждения, и способности этих препаратов стимулировать рост новых мозговых клеток. Это может иметь огромное значения для лечения болезней, например, Альцгеймера и Паркинсона, когда мозговые клетки разрушены.

"Нас очень обнадеживает тот факт, что экспериментальный препарат, эксперименты с которым мы проводим (Val8) GLP-1, смог войти в головной мозг; результаты нашей работы показывают, что GLP-1 может быть действительно серьезным средством для улучшения памяти. Мы пока не видим преимуществ воздействия препарата на обучение и память у здоровых мышей, но мы стремимся исследовать препарат на мышах с признаками болезни Альцгеймера, где мы могли бы видеть реальное улучшение".

Доктор Simon Ridley, Глава Лаборатории при Научно-исследовательском центре болезни Альцгеймера, Великобритания, сказал: "Мы рады поддержать это исследование на его ранней стадии. Мы полагаем, что противодиабетический препарат, который используется в эксперименте, действительно может стимулировать рост новых мозговых клеток. И мы знаем, что именно гибель клеток мозга является ключевой особенностью болезни Альцгеймера. Тем не менее, предстоит пройти еще очень долгий путь - до тех пор, пока мы сможем с уверенностью сказать, действительно ли препарат сможет оказывать помощь больным людям.

Это исследование поможет нам понять факторы, которые поддержиают нервные клетки в состоянии здоровья; мы рассчитываем получить ключевое знание, которое сможет привести к решению проблемы болезни Альцгеймера. Принимая во внимание тот факт, что более полумиллиона человек в Великобритании сейчас живут с этой болезнью, важность такого знания трудно переоценить. Финансирование исследований деменции верьезно отстает от финансирования исследований других распрстраненных заболеваний. И совершенно понятно, что если мы хотим реализовать истинный потенциал подобных исследований, то в них необходимо вкладывать большие средства".

Биомедицинский Научно-исследовательский институт (The Biomedical Science Research Institute (BMSRI)  в Колрейне (Coleraine) является одним из 15 Научно-исследовательских институтов, входящих в состав Университета в Ольстере (Ulster), и занял второе место в Великобритании по результатам последнего сравнительного исследования среди научно-исследовательских учреждений в 2008 году.

BMSRI проводит пионерские исследование причин, диагностики, лечения и профилактики дегенеративных заболеваний человека.

Источник: sciencedaily.com